Поиск в коллекции

художник
формат
стоимость

Искать по ключевому слову:
результатов на страницу
Electronic Payment System

Пётр ЛАВРОВ. "Соревнования Двух Систем". 11-20 ноября 2015

Галерея ЛитКабинет
совместно с компанией SHTUKA ART
в рамках Первого Московского Фестиваля иронической графики и карикатуры
представляют ретроспективную экспозицию
петербургского художника Петра Ивановича Лаврова (1907-1984).

11-20 НОЯБРЯ 2015

Вернисаж состоится 11 ноября в 19 часов
по адресу Уланский переулок, 23.

Визит по предварительной договоренности.
Понедельник-пятница, 12-20

Вход свободный



"Соревнование Двух Систем" (1964-1965 гг.)

Как бы Петр Лавров ни стремился быть "нормальным" художником своего времени, свободолюбивая натура и пытливый ум не позволяли ему оставаться в рамках предложенных условий. Он откровенно любил искусство европейского модерна. Память о пережитых ужасах прошедшей войны довлела над ним всю жизнь. Всепоглощающее чувство юмора, позволявшее ему выживать в любых ситуациях, не всегда играло добрую роль в его судьбе. Кто знает, возможно мы знали бы о Петре Лаврове, как о художнике нон-конформисте, родись он на 20-30 лет позже. А сейчас мы имеем возможность окунуться в сложный мир творческих и политических противоречий, бурливший в середине 60-х годов прошлого века, благодаря серии ярких работ, бережно сохраненных автором среди самых своих любимых и выстраданных. Соревнование двух систем не только разделяло весь мир на два фронта, но и разрывало душу советской творческой интеллигенции.



Петр Лавров всю свою творческую жизнь был вынужден балансировать между техникой рисунка, которую он любил и хотел развивать, и необходимостью выполнять заказы свойственные времени. Жесткие соцреалистические рамки ЛОСХа не позволяли вольнодумства или смелых решений. В период хрущевской оттепели усилилось давление на художников авангардистов, почувствовавших прилив свободы. Петр Лавров был человеком свободных взглядов, но более старшего поколения. Он прошел войну и хорошо помнил пережитые 30-е. Когда за невинные анекдоты, которые молодые художники рассказывали а театре, пострадали его друзья.

В середине 60-х, под влиянием "хрущевской оттепели" и стартовавшем соперничестве СССР и США, Петр Лавров задумывает серию плакатов на тему Холодной Войны. Война оставалась символом. Прошедшие ее, персонифицировали войну говоря, что в 1945 они убили её саму. Петр Лавров в течение 20 лет после окончания войны продолжал её переживать. Сперва его работы были реалистичны, затем они становились все более наполнены символами. И, наконец, в 1964, сама война и её участники становятся в видении автора персонажами.

В обобщенном образе войны, древней игры, в которую играет человечество, участвуют все герои, начиная от русских витязей, Наполеона, до Гитлера, Муссолини, британской королевы, дяди Сэма и Фиделя Кастро. Середина 1960-х еще и была означена Карибским кризисом. Борьба маленькой Кубы с гигантом империализма служила поэтическим вдохновением для множества авторов того времени. Борьба за свободу от рабства, против колонизации, французская революция, все исторические события, в которых человечество стремилось избавиться от пут, нашли отражение в этой серии работ Петра Лаврова.


Образы персонажей, "исполняющих роли" разных государств тщательно проработаны. Маленькая королева Великобритании сидит на широких плечах своих колоний. Итальянский фашист Муссолини опоясан гитарой. Германия, в образе инвалида-фашиста, часто безногого и с пробитой каской. Франция в образе длинноносого Шарля Де Голля. И самый отталкивающий образ - дядя Сэм, с глазами вытаращенными в разные стороны, ногами-щупальцами спрута, и в цилиндре из стопки долларов. Образ СССР, пережившей страшную войну и в 60-х активно вошедшая в гонку вооружений, технологий, соревнование по завоеванию космоса, образ родины автора гораздо более размыт, деперсонифицирован. Зачастую он выражен в виде красного цвета неба, символа дружески протянутой руки. За исключением образа русских витязей в буденновках, пожалуй, только один раз он ясно выражен в образе Гагарина.

Отдельного внимания достойны ракеты, символизирующие одновременно и конструктивную (космос) и деструктивную (гонка вооружений) мощь двух полюсов мира. Навстречу кибер-панковской кованой латунной ракете, оседланной и управляемой дядей Сэмом, летят советские ракеты с названиями "Мир", "Восток". Выглядят они, при этом, судя по "оперению", как стратегическое ядерное оружие. И летят не вверх, в космическое пространство, а через океан. Однако, из одной из них торчит рука космонавта с платком, на котором написано "Мир".

Насколько известно членам семьи художника, у Петра Лаврова были проблемы с художественным советом. Защитники идеологии при ЛОСХе усмотрели в, как сейчас кажется, вполне себе "правильных" и "системных" плакатах, намеки, которые сейчас назвали бы неполиткорректными. Мы сейчас смотрим на эти работы и видим, каким ужасом и ненавистью к империализму, войне была пропитана идеология в СССР. Хрущев грозил Америке "Кузькиной матерью", и страна готовилась отразить нашествие в любой момент. В работах серии "Соревнование Двух Систем" всё это ярко отражено.
Однако, образы Лаврова не типичны для того периода.

Хотя он и работал в "Боевом Карандаше" и прекрасно умел пользоваться набором карикатурных штампов, автор предпочел избежать стереотипов и заново придумал образы своих героев. Само по себе это было смело. Но, насытив работы жутким гротеском, проработав рисунки яркими и мрачными красками, Петр Лавров окончательно перешел границы "дозволенного" в искусстве советского плаката. Чем, как нам известно, даже вызвал интерес органов государственной безопасности.

Сейчас мы уверены, что на худсовете автору легко могли быть заданы такие вопросы: "Почему мы бомбим Америку?" "Почему советские космонавты машут платочком с надписью Мир? Мы что, сдаемся?"
С другой стороны, сегодня на западе может показаться странным, что вчерашние союзники России в борьбе с фашизмом, США, Великобритания и Франция, в серии плакатов являют из себя союз двух символов - свастики и доллара. Нам сегодня это представляется скорее актуально востребованным, чем политически некорректным.

 

Фёдор Лавров 
(внук художника)

читать далее »


1.
кат.# 79220
Художник: ЛАВРОВ
Цена: 81250 руб.
© галерея ЛитКабинет, 2009 - 2017