Жюль Шере
Отцом литографической афиши принято считать Жюля Шере /Jules Chéret. Этот художник, основатель рекламного стиля "Прекрасной эпохи", превратил плакат в символический аксессуар своего времени. Он же поставил его на индустриальный поток, создав в Париже собственную печатную мастерскую Ше /Chaix в 1866. Секрет коммерческого успеха был в том, что Шере впервые стал применять в индустриальном масштабе полноцветную печать с трех камней. Подобно тому, как в современной технологии RGB любой цвет собирается из трех компонентов, печатники из ателье Ше использовали лишь три цвета (обычно: красный, желтый, синий) и их полутоновые комбинации для создания широкой многоцветной гаммы.
|
Культ афиши
Шере и Тулуз-Лотрек были не просто создателями стиля рекламного плаката, они сделали его культовым предметом. К концу XIX века во Франции уже говорили о настоящей лихорадке коллекционирования афиш. Издатели откладывали значительную часть своего тиража специально для собирателей. Известные афиши стали выставляться на салонах среди произведений графики. Кажется уже здесь, афиша начала терять свою функцию и становилась вещью для себя, самостоятельным жанром изобразительного искусства, разновидностью эстампа.
Справа: Ж.М.Песк /Jean Miscelas PESKE. Литографическая афиша для парижской выставки "Эстамп и афиша" /"L'estampe et l'affiche". 1898
|
Афиша для коллекционеров: Maîtres de l'Affiche – Les Affiches Illustrées – Das Moderne Plakat
Подтверждением этого нового статуса афиши явился уникальный проект Жюля Шере, который он осуществил в течение 1895-1900 гг. За эти пять лет Шере переиздал заново 256 лучших своих афиш в уменьшенном формате (~30Х40 см). Эти афиши уже не имели практического значения для паблисити, а выпускались специально для коллекционеров. Первый проект такого рода назывался МАСТЕРА АФИШИ /Maîtres de l'Affiche. Каждый подписчик получил по 240 оттисков и еще 16 листов в качестве бонуса. Художниками проекта, помимо самого Шере выступали лучшие мастера графики эпохи fin de siècle: А.Тулуз-Лотрек, А.Муха /Mucha, Стейнлен, Валлотон /Vallotton, Р.Витцель /Witzel, Боннар /Bonnard и др. (всего 17 художников).
Огромный успех этого проекта подстегнул издателей. Едва началась рассылка оттисков Maîtres de l'Affiche, как в ателье Ше началась печать новой коллекционной серии, получившей название "Иллюстрированные афиши" /Les Affiches Illustrées (несколько листов из этой серии есть у нас в галерее). "Иллюстрированные афиши" печаталась уже строго ограниченным тиражом, подобно тому, как печатают произведения художественной графики. Тираж оттисков составлял 1025 экземпляров при формате близком к современному формату стандартной бумаги ~22х31 см. В этот проект также были включены работы самого Шере, а также Стейнлена, Грассé /Grasset, Мухи и др. Было выпущено 84 афиши, которые были переплетены в два тома. Некоторые из афиш повторяли те, что уже выходили в Maîtres de l'Affiche.
И, наконец, третий издательский проект, реализованный при жизни Шере – "Современный плакат" /Das Moderne Plakat . Это издание было реализовано в Лейпциге Г.Кутманом /Gerhard Kuhtmann в 1897 году. В один том было собрано 52 великолепно отпечатанных литографий.
Наряду с афишами большого формата афишки всех трех перечисленных серий уже более ста лет являются традиционным предметом коллекционирования. Они регулярно появляются на небольших аукционах Франции, Германии и Великобритании, их можно встретить в европейских галереях графики и эстампа**. Полностью ни одна из серий в продажу почти никогда не предлагается. Видимо, это объясняется сильным ценовым контрастом между различными листами серии: от полутора-двух сотен евро за афишки малоизвестных художников до нескольких тысяч за редкие оттиски афиш Тулуз-Лотрека и Альфонса Мухи. Средние позиции занимают афиши авторства Стейнлена, Валлотона и самого Жюля Шере.
Мы не рекомендуем пользоваться предложениями единичных продавцов афиш на интернет-продажах. Афишки иногда имитируются методом жикле, и даже (совсем грубо) лазерной печатью, иногда под видом оригиналов продаются обычные офсетные репринты. Их часто можно встретить на набережных Парижа, правда тамошние продавцы никогда не будут их выдавать за настоящие.
Подлинники отличаются естественным старением бумаги и характерными признаками литографической печати: отсутствие растра, плотная запечатка цветовых областей, слабое проступание оттиска с обратной стороны.
|