Electronic Payment System

* * * Об эстампах Михаила Шемякина

 

Все выставленные у нас на сайте литографии выполнены в престижных и известных парижских ателье.

С большинством из них мастер работал в течение своего "первого французского периода" (1972-1981). Это прежде всего:

Шемякин. Париж. 1976

 

М.Шемякин в своей мастерской
на фоне литографического оттиска.


Париж. 1976.
Фото из каталога выставки
галереи Карпантье.

1. Atelier Mourlot, знаменитое ателье Мурло (ударение на последний слог). Фернан Мурло – представитель четвертого поколения владельцев литографского дела.

К нему стояли в очередь на печать своих графических произведений Матисс, Фламинк, Утрилло, Брак, Миро, Ле Корбюзье, Бэкон, Эрнст, Джакометти, Дали, Пикассо... и еще десятки других знаменитых художников.

Среди них был и Марк Шагал. Именно он поведал печатнику о том, что знаменитое имя МурлО для русского уха звучит не слишком благозвучно.

 

мурло и матисс
Фернан Мурло (держит ручку печатного пресса) -- процветающий владелец литографического предприятия, самого популярного среди лучших художников Парижа. Слева Анри Матисс. На их фонеряды пронумерованных литографских камней малого формата. Фото 1946 г.

Едва приехавшему в Париж Мише Шемякину посчастливилось застать уже пожилого мэтра Фернана Мурло. С ним он сделал цикл литографий "Чрево Парижа" и несколько отдельных листов (см. у нас в галерее).

Шемякин очень тепло и с большим уважением отзывается о старых мастерах ателье Мурло, сохранявших лучшие традиции и технологии печатного дела с середины XIX века.

Сегодня этого ателье не существует. Представители пятого и шестого поколений Мурло заняты галерейным бизнесом во Франции и США.

 

Фернан Мурло
Таким Фернана Мурло увидел М.Шемякин в начале 1970-х гг.

 

 
2. 1Atelier Claude Jobin, Ателье Клода Жобена, использовавшее торговую марку Grapholit – также весьма солидное парижское литографическое заведение, печататься в котором для художника было весьма престижно. С этим ателье Шемякин сотрудничал через своего парижского галерейщика Жака Карпантье (Galerie Altmann Carpentier), своего верного и многолетнего партнера (1971– 81 гг.). Карпантье издал и напечатал в Графолите большое количество литографий, повторявших живописные произведения художника из циклов "Карнавал в Санкт-Петербурге", "Метафизические головы и бюсты". Эти литографии составляют основу нашей коллекции.
 

Жобен. Печать
Шемякинская подпись и рельефная печать Клода Жобена (Графолит)

 

3. Atelier Andre Moret, ателье Море – небольшая печатная мастерская близ бульвара Сен-Жермен, специализирующаяся на техниках офорта, гравюры и сухой иглы. Здесь по заказу того же Карпантье было отпечатано несколько офортов по рисункам Шемякина. Один из этих офортов, раскрашенный самим автором акварелью, представлен у нас в галерее.  

ателье море
Ателье Андре Море в Париже. Фото 1970-х гг.

 

4. После ухода из бизнеса Клода Жобена торговую марку Grapholith перекупил Фредерик Поссо (F.Possot). У него Карпантье печатал более поздние работы Шемякина, относящиеся ко второй половине 1980-х и к началу 1990-х годов. Поссо -- художник и владелец печатного ателье -- также является потомственным печатником, продолжателем литографского дела, открытого в 1840-м году. Он продолжает работать, но уже не в Париже, а небольшом городке на Юге Франции, близ Авиньона. Изредка Фредерик Поссо проводит для желающих мастер-классы по искусству литографии.  

рельефная печать Арлекин
Рельефная печать с одной из поздних литографий М.Шемякина. Оттиснута в ателье Ф.Поссо

 

После отъезда из Франции в США Шемякин, к нашему огромному сожалению, все меньше и меньше занимался печатной графикой. Редким исключением были продолжения его давнего цикла "Карнавал Санкт-Петербурга" и специальные литографические проекты.
К ним относится, например, "The Runner" (Бегун) – одна из наиболее любимых коллекционерами работа, созданная по заказу олимпийского комитета к Олимпиаде 1988 в Сеуле. По свидетельству самого художника, он использовал для фигуры бегущего человека мотивы наскальной живописи пещеры Ласко. Цветная композиция огромного формата отрисована Шемякиным "на камне" самостоятельно, без помощи специалиста-литографа. "Бегун" – свидетельство блестящего технического мастерства шемякина-графика. Большая часть тиража разлетелась по американским коллекциям, не дойдя не только до России, но даже до Европы. Один из экземпляров работы недавно был продан у нас галерее, еще один экземпляр будет доставлен в конце мая 2010.
 

Бегун Литография Шемякина
М.Шемякин. Бегун. Оригинальная литография

 

"Трансформации". Еще один значительный проект "американского периода" (1980-е, 90-е гг.) . Это цикл из пяти литографий с посвящением Пабло Пикассо. Четыре прекрасных интерьерных портрета большого формата (95х65 см.), тонко стилизованые под работы великого мастера. Эти литографии часто встречаются на аукционах, где выставляются либо в картоне с полным комплектом, либо отдельными листами. Привезенный нами один лист из серии "Трансформации Пикассо" был куплен еще до того, как мы успели поместить его в каталог. При поставке в мае 2010 мы выставим полную серию.  

Шемякин. Трансформации пикассо
Лист из литографической серии "Трансформации Пикассо". 1990

 

Приобретатели литографии сегодня могут быть спокойны за инвестиционные перспективы своих приобретений. Печатных ателье становится все меньше. Редеют ряды галерейщиков, которые занимались исключительно эстампом. Неразборчивый любитель готов платить те же деньги за то, что называется модным словом ЖИКЛЕ. Литография на фоне технологичных компьютерных копий становится таким же уникальным артефактом, каким являются старые желатино-серебряные фотографии рядом с распечатками из струйного принтера. Литографских мастерских в Европе пока еще осталось немало, но все меньше настоящих мастеров. Оттиснуть хорошую цветную литографию в 10, а тем более 20 цветов становится технической проблемой (в 60 и 70-е годы тискали и в 30 камней!).   Шемякин. Автопортрет
Метафизический автопортрет. 1983

Но современный Шемякин отказывается от дальнейших проектов в области художественной печати еще и по другой причине. С технической точки зрения его живопись в последнее время становится все более и более усложненной, как по композиции так и по фактуре. Художник затрачивает огромное количество времени и творческих усилий на проработку и детализацию своих композиций. Многократно усложняется их фон. Более тонкими становятся и колористические решения.
Даже самая совершенная литографическая мастерская с бригадой лучших рисовальщиков и печатников попросту не угонится за столь изощренной формой и колористикой. Шемякин продолжает двигаться вперед по одному ему ведомому пути.

 

  Шемякин. Иллюстрации к песням и стихам Высоцкого
Один из офортов, созданных по рисункам "К песням и стихам В.Высоцкого". На сегодняшний день это последний проект М.Шемякина в области эстампа. Издательство "Вита Нова", 2005. Тираж 399 экз.

 

Литографии Шемякина встречаются все реже. Источники иссякают. Цены на старые оттиски растут. Практически любой шемякинский эстамп на наших глазах становится коллекционной редкостью. Удачных приобретений.

 

============================

© Галерея ЛитKабинет, 2010

Полная или частичная републикация возможна только после уведомления (на litkabinet@gmail.com) и при наличии линка на источник.

Ваши вопросы и отклики: litkabinet@gmail.com
Тел. +7 495 7680162

 

© галерея ЛитКабинет, 2009 - 2017