Electronic Payment System

* * * Форматы традиционной японской гравюры

 

В этой короткой статье перечислены основные классические форматы и их латинизированные названия. В реальности, после подрезания полей, эти размеры могут быть несколько меньше. Иногда, впрочем, они могут оказаться и чуть больше...

Эти стандарты, а точнее сказать каноны, складывались веками, много менялись за это время, получали разные названия в разных местностях и школах. В результате сложилось несколько основных канонических размеров листа, которым соответствуют почти все гравюры XIX-XX веков. Остальные форматы довольно редки и относятся к более ранним произведениям.

Разобраться в форматах японской гравюры дело непростое, а для нас, не-японцев, просто невозможное. В интеренет-справочниках очень много путаницы и в названиях и в системах измерений. Названия и размеры форматов, приведенные в Википедии и других энциклопедиях, написанных европейцами, противоречат друг другу и по большей части ошибочны. Если же использовать информацию из японских справочных источников, то она будет более достоверной, но зато прибавится много путаницы из-за разночтений в написании и произношении.
(Впрочем, непростая ситуация имеет место и с традиционными европейскими названиями форматов, которые до сих используют печатники Франции, Англии, Германии).

Для коллекционера важно знать, что наиболее распространенным на рынке гравюр является формат ОБАН (вертикальный, либо горизонтальный). Другие упоминаемые форматы -- ТЁБАН и АЙБАН, в которых отпечатаны более старые гравюры, а также ХОСОБАН. Эти японские названия наиболее часто встречаются в каталогах галерей и аукционов.

Несколько классических форматов:

Тёбан /Choban

Среди коллекционеров принято считать тёбаном размер
17-18 х 25-26 см
Это один из наиболее распространенных форматов для ранней гравюры (XVII - конец. XVIII вв.). Его исповедовали, например, Харунобу, Корюсай, Бунтё. Такой лист применялся и для суримоно.
На самом деле тёбан (длинный формат) -- общее название для целой группы форматов.

Обан /Oban

(Большой формат). Наиболее распространенный формат в XIX-XX вв., пришедший на смену формату тёбан, благодаря совершенствованию техники печати и увеличению размеров деревянной формы. Его использовали Утамаро, Хирошиге, Хокусай и мн. другие.
Современные коллекционеры считают ОБАНом лист
36-38 х 24-25,5 см
В реальности обан - название для нескольких различных форматов.

О-обан /Ooban

28-30 x 41-43 см
или 33 х 46 см
(Большой большой формат).
"Большой обан" это увеличенный вариант формата обан. Близок к современному европейскогму стандарту листа бумаги А3. И бумага и деревянная форма таких размеров стоили недешево. Формат использовался для наиболее роскошных картинок биджин-га (красавицы).

Айбан /Aiban

21,5-23 х 30-34 см
Половинка "большого обана" (ообана). Старинный формат, на котором печатались еще контурные картинки укийо-э, которые раскрашивались вручную (бэни-э). Высоко ценятся актерские портреты, созданные на этом формате художником Тории Киёнобу (1664-1729)

Кобан /Koban

23 х 17 см. Т.е. половинка айбана

Мамебан /Mameban

12-14 х 8-9 см
Наиболее экономичный формат - для миниатюры в одну девятую или 1/12 часть листа обан.

Тюбан /Tuban

26 x 19-19,5 см
(Средний формат). Один из старинных форматов, которые к 1770-м годам вытеснил обан.

Хасира-э /Hashira-e

12-13 х 70-76 см
Очень вытянутый вертикальный формат Точнее, так назывались живописные изображения, которые наносились на пилоны (столбы) дома. Позднее на них стали вывешивать гравюры. И формат гравюры правильнее называть Хасира-э-бан. Среди известных художников, его использовал в своих композициях, например, Харунобу.

Сикисибан /Shikishiban

18-20,5 x 20-23 см
(Формат карточки) Также носит название Какубан /Kakuban. Лист, близкий к квадрату. Использовался для подарочных гравюр, для суримоно.

Харунобубан /Harunobu-ban

29 х 22 см
Разновидность тюбана. Формат, названый в честь художника Сузуки ХАРУНОБУ, создавшего множество гравюр этого размера во второй половине XVIII века.

 

Другие форматы встречаются и упоминаются крайне редко.
Кроме того форматы могут образовываться путем склейки двух или трех листов в ДИПТИХИ и ТРИПТИХИ,
а также путем разрезания на доли стандартных форматов.

Удачных приобретений.

__________________________________________

 

(С) текст: галерея ЛитКабинет, 2009

 

__________________________________________________________________

Вы – художник и работаете в одной из техник авторской печати?
Предложите свои работы для продажи в нашей галерее: litkabinet@gmail.com

Вы хототе предложить к продаже эстампы из Вашей коллекции?
Пишите: litkabinet@gmail.com

У Вас есть замечания по тексту или претензии по правам на изображения?
Напишите нам: litkabinet@gmail.com

© галерея ЛитКабинет, 2009 - 2017