* * * Блеск и нищета гарантийных обязательств
Такие монстры арт-бизнеса как Сотбис и Кристиз кажутся коллекционерам маяками достоверности, аутентичности и безупречных провенансов. Особенно по сравнению с какими-нибудь мелкими европейскими галерейками, с годовым оборотом не дотягивающим и до сотни тысяч долларов. Но какой бы мелкой ни была галерея, она считает за честь выдать вам вместе с купленным произведением свой гордый сертификат - подтверждение подлинности работы и имени художника. Владелец галереи осознает свою ответственность. С этой бумажкой, в случае обнаружения подделки, вы не только вернете свои деньги, но и компенсируете стоимость экспертизы, моральный ущерб, инфляцию, и, помимо всего, можете обрушить репутацию галереи. У этих галерей не всегда есть свои юристы, которые подробно продумают и пропишут запутанные и хитрые условия гарантий и возврата недобросовестно аттрибутированной вещи. Зато такие юристы в избытке есть у Кристиз и Сотбис.
Автор этих заметок, не поленившись на досуге внимательно прочитать "Terms of Guarantee" компании Сотбис, задался вопросом:
А имеет ли вообще какое-либо значение гарантия Сотбис?
Приобретая вещь в средней/мелкой, но солидной галерее, которая заботится о своей репутации, мы получаем "охранную грамоту" - сертификат, которым галерея ручается за происхождение вещи и правильность аттрибуции. Вместе с этой "грамотой" мы можем продать вещь другому коллекционеру, и тогда право претензии перейдет к нему.
Сотбис же устанавливает себе собственные условия: во-первых - срок действия(!) гарантии. Через пять лет он истекает. Т.е. через пять лет Сотбис перестает ручаться за авторство. Что же может произойти за это время такого, что поменяет авторство произведения?
Во вторых, даже ограниченная пятилетняя гарантия действительна только для персоны, купившей вещь на аукционе. Перепродав ее кому-либо, покупатель не может передать остаток этой временной гарантии. Тоже касается и наследников. Гарантия при перепродаже и наследовании почему-то аннулируется. Если теоретически вы (не дай Бог) окажетесь банкротом, и вашу картину у вас захотят забрать за долги, ее не оценят в полную цену, поскольку ее аутентичность при потере владельца оказывается под вопросом...
С таким условием, гарантия Сотбис уже не является никакой "охранной грамотой". Это просто утешительный приз, бонус, вишенка на торте.
В третьих, не идет речь о гарантии также и в том случае, если вещь представлена для претензии "не в том виде", в котором она продавалась. Это, например означает, что если вы пришли домой, вынули купленную картину из рамы и благодаря этому обнаружили доказательства ее неподлинности, с вами уже разговаривать не будут - картина "потеряла первоначальный вид".
Какие же санкции предусмотрел для себя Сотбис, в случае, если вы, купив картину, не стали ее продавать, не поменяли ее вида, и все же нашли определенные доказательства фальшивки (или, как формулируют сотбисовсие юристы: "напечатанные жирным шрифтом данные оказались неправильными"), то... вам следует доставить купленную вещь на ту же торговую площадку, где вы ее приобрели (в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и пр.). Там, если сотбисовские эксперты признают собственную некомпетентность, вам компенсируют не только уплаченную вами стоимость вещи, но и... уплаченный вами комиссионный сбор.
Никакого ущерба аукционный дом при этом не понесет!
Т.е. если вам в результате дорогой независимой экспертизы, докажут тщетность и ничтожность вашего приобретения, Сотбис просто вернет уплаченные аукциону деньги. Вам останутся накладные и дорожные расходы, таможенные пошлины, налоги, стоимость экспертизы, а также прочие материальные и нематериальные издержки.
Так имеет ли какое-либо значение гарантия Сотбис? И стоит ли аукционному дому держать штат экспертов-суперпрофессионалов, если их заключение и без того не связано ни с каким риском?
Ответ очевиден.
Последовательный и накопительный опыт взаимоотношений с монстрами аукционов привёл автора к парадоксальному выводу об обратной пропорциональности:
чем крупнее и значительнее аукционный дом, тем труднее расчитывать на реальные гарантии подлинности приобретаемой вещи.
Поспорьте, если желаете.