Electronic Payment System

* * * Репортажная гравюра и художники-репортеры

 

Работая аккредитованным художником,
я постоянно испытывал ощущение,
что это НЕ Я СМОТРЮ на события,
а ЧИТАТЕЛИ ВИДЯТ их моими глазами
...

Вильям Симпсон / W.Simpson (1823-1899),
британский художник,
военный корреспондент.

 

Из истории

Первые иллюстрированные журналы, такие как английский "The Penny Magazine", французский "Le Magasin pittoresque", русское "Живописное обозрение" появились в 30-х годах XIX века. Фотография была изобретена примерно в это же время. Но она делала лишь первые шаги, требовала громоздкого набора оборудования, трудоемких процессов и полной неподвижности от объектов. А главное - почти до конца XIX века не существовало достаточно простых способов для публикации фотографий в тиражных изданиях.

Чем же иллюстрированные журналы занимали свои страницы до появления оперативной фотографии, способной сделать снимок с места событий? И до появления фототипии, позволяющей быстро опубликовать фото?

Долгое время исключительное место в газетном деле занимала гравюра по дереву - ксилография. Любое солидное издательство обладало штатом (бригадой) гравировщиков-ксилографов, которые в течение недели, не разгибая спины, нарезали доски для печати иллюстраций свежего номера (обычно иллюстрированные приложения выходили к воскресному дню).

Профессия: репортер-художник

Но прежде чем гравер примется за работу перед ним должен лежать подготовленный, хорошо проработанный и приведенный к стандартному формату РИСУНОК. Это означало, что художники должны были работать в еще более быстром темпе!

Действительно, место современных фоторепортеров занимали РЕПОРТЕРЫ-ХУДОЖНИКИ. Сначала это были обычные иллюстраторы, традиционно работавшие для книг и журналов. Но с развитием прессы, с изобретением телеграфа (1844) размеренные темпы работы перестали устраивать издателя. От художника уже требовалось не только мастерство рисовальщика, способность точно увидеть событие, ландшафт, типаж, но и скорость карандаша. В середине XIX века молодые талантливые иллюстраторы ринулись в публицистику. Это происходило одновременно и в Европе,  и  в США, и в России.

Модернизация издательского дела, появление техники ЛИТОГРАФИИ ускорило процесс выхода журнала в свет. Но работу художника-репортера это не упрощало. Напротив, иллюстрированные издания с середины XIX века стали выходить чаще и их стало больше. Газетчики требовали от рисовальщиков скорости и еще раз скорости! Кое-кто даже был готов мириться с ущербом для качества, но такие издания быстро прогорали. Публика еще умела ценить мастерство художника и относилась к иллюстрации как к виду изобразительного искусства, а не как к потребительской картинке. Почти любую "картинку" из солидного иллюстрированного издания было не стыдно поместить в раму и украсить ею свой кабинет или гостинную. Ведь это были НАСТОЯШИЕ ГРАВЮРЫ.

Золотой век журнальной иллюстрации

Становление репортажной графики приходится на середину XIX века. Уже события французской революции 1848 года иллюстрировались целой командой блестящих мастеров.  Среди них был, например, Поль Гаварни, делавший зарисовки для “Illustrated London News”. Сохранилось множество литографий обороны русскими войсками Севастополя в 1854–55 гг. Правда, они большей частью сделаны не русскими, а англичанами (В.Симпсоном, например, цитата из воспоминаний которого вынесена в эпиграф этой статьи). Богато и подробно иллюстрирована Гражданская война США (1861–65). В России лидером репортажной иллюстрации был, конечно же, журнал "Нива".

Помимо войн и революций, художник-репортер ежедневно освещал быстротекущие события повседневности: светская жизнь и визиты высоких особ, громкие преступления и судебные процессы, крушения и катастрофы, спорт и мода, путешествия и научные экспедиции… Репортажной графикой были и портретные зарисовки знаменитостей, связанные с юбилеем или кончиной, а также рисунки из повседневной жизни городов и провинций - от Сан-Франциско до Екатеринбурга.

Перед тем, как любой из этих сюжетов появлялся в иллюстрированной печати, он был НАРИСОВАН.

Лишь только в 1930-е годы фотография и фототипия окончательно победили такие трудоемкие техники, как литография и, тем более, гравирование по дереву. Художник-репортер стал представителем элитарной профессии. Современные примеры репортажного рисунка довольно редки, если исключить традиционные зарисовки из залов суда, где в большинстве стран запрещено фотографировать.

=========================

Предлагаем вам оценить разнообразие стилей и качества репортажной иллюстрации с помощью нашей коллекции.

* Обращаем внимание, что предлагая к продаже иллюстрацию, мы, как правило, предлагаем Вам приобрести газету или журнал ЦЕЛИКОМ. Мы не разнимаем издания на страницы, как это делают большинство продавцов старой газетной гравюры.

** Обычным недостатком журнальной иллюстрации "во всю страницу" является перегиб по середине листа. (Этот перегиб существует почти неизбежно из-за того, что журналы распространялись по почте В СЛОЖЕННОМ ВИДЕ). Мы стараемся приобретать экземпляры, на которых этот недостаток сведен к минимуму или не заметен. Приобретая издание, внимательно рассмотрите его фотографию у нас на сайте или запросите дополнительный снимок.

*** Разновидностью журнальной - правда, не репортажной - гравюры является таже ИЛЛЮСТРАЦИЯ МОДЫ XIX века. Приглашаем ознакомиться с нашей коллекцией модной гравюры.

 

 

<иллюстрации готовятся к размещению>

 

Василий Федорович Тимм, русский художник, корреспондент французского журнала “Illustration”. Из цикла «Путешествие по Алжиру», литография, 1847

И.Репин. «Невский проспект». 1892. Очень известный рисунок великого русского художника сделан им по заказу нью-йоркского журнала “Scribner’s Magazine”.


Тулуз-Лотрек. Шоколад (прозвище комика), танцующий в баре. Рисунок для журнала “Rire”. 1896

Ограбление ювелирной лавки

 

Обрушение моста

 

Русско-японская война




Джулиан Аллен /J.Allen. Операция Энтеббе. Освобождение заложников. 1974. Для журнала “New Yorker”.

М.Ходорковский и П.Лебедев в зале суда. Рис. Павла Шевелева. 2010 (копия с сайта grani.ru)

© галерея ЛитКабинет, 2009 - 2017