Антони?на Фёдоровна Софро?нова (14 марта (1 марта по старому стилю) 1892, село Дросково Орловской губернии – 14.05.1966, Москва) – русская художница, прошедшая путь от сезаннизма «Бубнового валета» через конструктивизм - к собственному стилю лирической живописи и графики, развивающему традиции французского постимпрессионизма.
Биография
Антонина Софронова родилась в селе Дросково Орловской губернии в 1892 в семье земского врача Фёдора Васильевича Софронова (1859-1936).
1902-1909 - учёба в Коммерческом женском училище Н.Н.Володкевича, Киев.
1910-1913 – живёт в Москве и учится в Художественной школе Ф. И. Рерберга (1863 - 1938), затем в 1913-1917 в Студии живописи и рисования И. И. Машкова (1881-1941).
В 1914 участвовала на выставке группы "Бубновый валет", в 1917 – на выставке объединения «Мир искусства». 1917 – вступает в профессиональный Союз художников-живописцев в Москве. В Студии Машкова познакомилась в 1913 с художником Г. М. Блюменфельдом (1893-1920), за которого вышла замуж осенью 1915 г.
В 1919-20 преподаёт живопись и рисунок в школах Орла и Орловской губернии, в 1920-21 – в Государственных свободных художественных мастерских в Твери вместе с М. К. Соколовым (1885—1947).
С 1920-ых годов сотрудничает с издательствами в Москве, исполняя в основном ретушёрскую и техническую работу, ведёт уединённый образ жизни, а творческие замыслы осуществляет практически без публичных показов. Исключением стало краткое участие в объединении «Тринадцать». В 1931 Софронова участвует в 3-ей выставке «Тринадцати», сближаясь с художниками этого направления, особенно с Татьяной Алексеевной Мавриной (1902-1996), её супругом Николаем Васильевичем Кузьминым (1890 – 1987), Даниилом Борисовичем Дараном (1894 - 1964) , позднее общалась с кругом Фёдора Васильевича Семёнова-Амурского (1902-1980).
В 1935-37 по заказу издательства “Academia” делает иллюстрации к «Восстанию ангелов» Анатоля Франса, оформление обложек для произведений Оноре де Бальзака.
1938-58 – работа по договорам ретушёром в издательстве Медгиз вплоть до пенсии. Совершает поездки на Украину летом 1938, на Кавказ в Гудауты летом 1939.
В 1941 с семьёй дочери эвакуируется в Миасс Челябинской области, затем в Башкирию до 1943.
В 1945 принята в члены МОСХ (Московская организация Союза художников). В 1947-50 работает летом в деревне Джунковка под Москвой, затем в 1952-65 в Звенигороде.
В 1956 – путешествие и работа в Крыму (Бахчисарай).
1962 – первая персональная выставка в Центральном доме литераторов, Москва, организованная при поддержке писателя Вл.Лидина.
А. Софронова похоронена в Москве на Востряковском кладбище.
Творчество
Творчество Софроновой – уникальный пример независимости в условиях тоталитарного советского государства с его нормативной эстетикой соцреализма. Сезаннизм Получив в молодости блестящее художественное образование сначала в школе Рерберга, затем в Студии Машкова, она уже в 22 года выставилась на престижной выставке «Бубнового валета», эстетике которого следовала в ранних работах.
Конструктивизм
Затем в конце 1910-ых и в 1920-ые годы увлеклась конструктивизмом и создала в этом стиле шедевры («Автопортрет» 1921, холст, масло, «Портрет М. К. Соколова» 1920-21, бумага, уголь, серии конструктивистских абстрактных композиций углём на бумаге,оформление книг, газет и журналов, промграфика). В эти годы было значимым общение и совместная работа в Твери с художником М. К. Соколовым и с теоретиком русского авангарда, искусствоведом Николаем Михайловичем Тарабукиным (1889-1954).
Экспрессионизм
В острохарактерных зарисовках быта эпохи НЭПа чувствуется влияние гротескной графики немецкого экспрессионизма, особенно Отто Дикса (1891-1969).
Постимпрессионизм группы "Тринадцать" - "русский Марке"
К началу 1930-х гг. эволюционировала в сторону, сблизившую её с художниками группы «Тринадцать»: на смену жёсткому конструктивизму пришла импровизационная лёгкость рисунка и нежность тоновых цветовых решений, лиричность интонации – всё это было развитием эстетики французского постимпрессионизма. Первое время власти относились к этому направлению терпимо, но с учреждением в 1934 Союза художников СССР и внедрением эстетики социалистического реализма, такое искусство оказалось чуждым советской идеологии – мастера «Тринадцати» были вынуждены работать по домам и не выставлять своих работ, или переквалифицироваться в книжных графиков. Некоторые члены группы «Тринадцать» погибли, подвергшись сталинским репрессиям. Созданные тогда пейзажные графика и живопись с безлюдными арбатскими переулками и набережными Москвы-реки побудили единомышленников С. прозвать её «русским Марке»: поэзия оттенков серебристо-серого и водной глади, действительно, сродни пейзажам Парижа и Сены у Альбера Марке (1875-1947). В той же лиричной манере исполнены серия живописных холстов и гуашей «Московский зоопарк», а также портреты современников, включая серию «Бывшие актрисы» (масло, акварель). Поездки летом на родную Орловщину, в Подмосковье, затем на Украину в 1938, на Кавказ (Гудауты) в 1939, в Крым (Бахчисарай) в 1956, а также эвакуация в Миасс Челябинской области и Башкирию в 1941-43 – расширяют географию пейзажей С. и придают им большую цветность. Работы последних послевоенных 20 лет написаны в индивидуальной мягко-лиричной манере (городские и сельские пейзажи, натюрморты и портреты).
Книжная графика
С 1923 С. сотрудничала с различными журналами и издательствами, делая иллюстрации, но также исполняя работы без заказа, из любви к автору. Среди её иллюстраций – работы к сказкам Г.-Х.Андерсена (1923), к романам Л.Леонова «Барсуки» (1927), «Восстание ангелов» Анатоля Франса (1935), к поэме М.Ю.Лермонтова «Испанцы» (1937), к поэзии А.А.Блока (1941), к прозе Андрея Белого (1945-46), к повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» (1946), к «Алым парусам» и «Бегущая по волнам» А.Грина (1950-52).
Признание
Творчество А.Софроновой стало широко известно лишь после её смерти, усилиями её дочери И.А.Евстафьевой и искусствоведов, которые вернули интерес к русскому авангарду 1910-20х годов, а затем и другим направлениям искусства, вытесненым соцреализмом. (М.Немировская, О.Ройтенберг, А.Сарабьянов, Н.Голенкевич, И.Савицкий, С.Маркус, Н.Белохвостова и др.). Окончательное признание и вхождение в историю искусства состоялось в процессе подготовки и проведения в 1993 персональных выставок Софроновой к 100-летию со дня рождения в Государственной Третьяковской галерее и в Орловском областном музее изобразительных искусств.
Последователи
Наибольшее влияние творчество Софроновой оказало на работы И.А.Евстафьевой раннего периода (1950-60-х гг.). Позднее, к концу 20 века, Ана-Мухаммад Зарипов увлёкся конструктивизмом Софроновой, а другие художники продолжили традиции "Тринадцати": Александр Николаевич Шевченко (род. 1964, Ленинград) и Константин Сутягин (род. 1964, Уфа), Вера Ельницкая (род. 1966, Москва), Алексей Казаченко (род. 1962, Магдебург, работает в Москве).
Память
В Орле летом 1993 была открыта Мемориальная доска на здании областной поликлиники №2, на месте дома, где Софронова жила в 1911-14 (ныне ул. Горького, 14). В селе Дросково (Покровский район Орловской области) открыта Библиотека имени Ф. В. Софронова с экспозицией, рассказывающий, в частности, о деятельности земского врача Фёдора Васильевича Софронова (1859-1936) и его культурном круге, о художницах А. Ф. Софроновой и И. А. Евстафьевой.
Выставки
1914 – 4 выставка группы «Бубновый валет», Москва
1917 – «Мир искусства» в Петрограде (под фамилией Н.Ф.Блюменфельд) и в Москве под своей фамилией
1931 – 3-я выставка группы «Тринадцать»
1962 – Персональная выставка в Центральном доме литераторов, Москва
1988 – Kunst und Revolution. Art and Revolution. Russische und sowietische Kunst. Russian and Soviet Art. 1910-1932. Wien.
1989 – 100 Years of Russian Art. 1889-1989. From Private Collections in the USSR. London, Barbican Art Gallery, Oxford, Museum of Modern Art, Southhampton, City Art Gallery.
1993 - Персональные выставки к 100-летию со дня рождения в Государственной Третьяковской галерее, Москва, затем в Орловском областном музее изобразительных искусств
1992 - 93 – Великая утопия. Русский и советский авангард. 1915 – 1932. Франкфурт на Майне – Амстердам – Нью-Йорк – Москва, ГТГ.
1994 - Персональная выставка в Тверской областной картинной галерее
1999 - 2000 – цикл тематических выставок, включая «Портрет в творчестве Антонины Софроновой» - галерея «Ковчег», Москва
2002 - Музей-заповедник Л.Н.Толстого «Ясная поляна», Тульская область
2002 - Музей-квартира И.Д.Сытина, Москва.
Коллекции
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Петербург
Государственный литературный музей, Москва
Мемориальная квартира Андрея Белого (Филиал государственного музея А.С.Пушкина), Москва
Орловский областной музей изобразительных искусств
Тверская областная картинная галерея
Архангельский областной музей изобразительных искусств
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени Игоря Витальевича Савицкого, Нукус, Узбекистан
Национальная картинная галерея Республики Коми, Сыктывкар Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина, Большие Вязёмы,
Московская область Ярославский художественный музей
Частные собрания Г. Костаки (Греция), В.Дудакова, А.Заволокина, В.Яковлева, В.Иванюка, Г.Казанкова, А.-М.Зарипова, С.Маркуса, В.Алексеева-Набокова (все - Москва), И.Галеева (Казань-Москва).
Информация дана по материалам Википедии